Научная деятельность
Основная информация
В 1993 г. в Рязанском государственном медицинском университете на базах ГУЗ "Новомосковская городская клиническая больница" и "Рязанская областная клиническая больница" была открыта кафедра хирургии и общеврачебной подготовки с курсом эндохирургии факультета последипломного образования.
Основными направлениями научной работы кафедры являлись:
- разработка и внедрение новых лапароскопических технологических направлений хирургии;
- разработка и внедрение новых методов лечения больных с острым панкреатитом и хирургической инфекцией;
- разработка и внедрение методов детоксикации при лечении эндогенной токсемии;
- разработка и внедрение научно-организационных и практических направлений в работе врача общей практики и семейной медицины.
На кафедре впервые в России разработаны и внедрены в практику оригинальные методики лапароскопических резекций желудка, ваготомии, гастрэктомии и лимфодиссекции, в 1992 году выполнена одна из первых в России лапароскопическая холецистэктомия. На кафедре был накоплен наибольший в Европе опыт лапароскопических операций на желудке. Обыденными в клинике стали лапароскопические операции при остром и хроническом холецистите, холедохолитиазе, паховых грыжах, остром аппендиците, перфоративной язве.
Это направление работы кафедры было включено в Федеральную программу развития лапароскопической хирургии России. Одними из первых в стране сотрудники кафедры разработали и внедрили метод лапаростомии при лечении перитонита и эндоскопический метод лечения острого панкреатита.
Ежегодно сотрудники кафедры выполняли более 1 тысячи сложных операций с применением открытых и лапароскопических технологий. Они участвовали в Российских и Международных конгрессах, съездах и конференциях по традиционной и лапароскопической хирургии, выступали с докладами и сообщениями.
Кафедра активно участвовала в национальном проекте «Здоровье», в 2006 году проведено обучение 60 курсантов на 6 циклах «Общая врачебная практика». Для учебно-методического обеспечения этих циклов были разработаны рабочие программы, составлены расписания занятий, изготовлены видеофильмы, слайды и таблицы, тесты, экзаменационные билеты. Обучение прошли врачи из Узловского, Кимовского, Богородицкого, Новомосковского районов и г. Донского.
На кафедре осуществлялись такие виды последипломного обучения как интернатура, клиническая ординатура и аспирантура по хирургии, профессиональная подготовка по специальностям «Работа процедурных мед. сестер современного стационара», «Работа палатных мед. сестер современного стационара», «Лапароскопическая хирургия и гинекология», «Лапароскопическая хирургия», «Лапароскопическая гинекология», «Лечебная и диагностическая артроскопия», «Лапароскопическая резекция желудка», «Лапароскопическая резекция толстой кишки», «Хирургия».
Обучение на кафедре прошли более 2000 врачей и медицинских сестер из более чем 30 городов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Основной контингент обучающихся составили врачи и мед. сестры Тульской области.
Сотрудниками кафедры опубликовано более 800 научных работ, в том числе 10 монографий, 17 практических руководств и 12 методических рекомендаций, ими получено 8 патентов и авторских свидетельств, сделано 42 рационализаторских предложений.
Для врачей общей практики написаны и опубликованы учебные пособия: «Принципы лечения офтальмологических заболеваний в общеврачебной практике», «Микробиологическая диагностика и рациональная антибиотикотерапия хирургических инфекций», «Колопроктологические заболевания в общеврачебной практике», «Психосоматические расстройства при кардиоваскулярной патологии в общемедицинской практике», «Сахарный диабет 2 типа в общеврачебной практике».
За время существования кафедры подготовлены и успешно защищены 12 докторских и 23 кандидатских диссертаций.
Для обеспечения учебного процесса сотрудниками кафедры были созданы рабочие программы, подготовлено большое количество новых лекций, методических разработок к практическим занятиям, тестов для вводного и заключительного контроля, материалы для проведения сертификационных экзаменов, внедрены различные формы программно-информационного обеспечения учебного процесса.
Были подготовлены лекции интерактивного обучения по хирургии, лекции-презентации с использованием мультимедийного проектора по основным разделам для врачей общей практики: внутренние болезни - ИБС, острый коронарный синдром, гипертоническая болезнь, аритмии, сердечная недостаточность, миокардиты, инфекционный эндокардит, тромбоэмболия легочной артерии, нейроциркуля- торная дистония, язвенная болезнь, пневмонии, ХОБЛ, болезни суставов; хирургия - острый аппендицит, острый панкреатит, прободные язвы, ущемленные грыжи, ЛОР-болезни, офтальмология.
На кафедре была проведена работа по сертификации профессорско-преподавательского состава по специальности «Общеврачебная практика (семейная медицина)", в результате чего весь профессорско- преподавательский состав кафедры был сертифицирован. Кафедра включена в систему подготовки ВОП в рамках Национального проекта «Здоровье».
На кафедре был разработан и внедрен в практику метод эндовидеохирургического лечения гнойновоспалительных заболеваний мягких тканей. Разработан и внедрен в практику метод эндовидеохирургического лечения кровотечений из язв желудка и двенадцатиперстной кишки. По этим проблемам получены патенты на изобретения. Разработаны и внедрены в практику методы ультразвуковой диагностики и диагностики течения раневого процесса при гнойно-воспалительных заболеваний мягких тканей. Внедрен в практику метод ультразвукового стадирования рака прямой кишки.
Одним из перспективных направлений работы кафедры являлась семейная медицина. По этой специальности на кафедре целенаправленно готовились врачи и медицинские сестры с их последующим направлением для работы по этой специальности. На циклах по подготовке общеврачебных кадров к 2002 году была проведена теоретическая и практическая подготовка врачей и медсестер общей практики. Благодаря проведенной работе с 2003 года амбулаторно-поликлиническая помощь населению города и района проводилась только по принципу общеврачебной практики.
Одним из основных принципов обучения врачей общей практики на кафедре явилось создание системы непрерывной профессиональной подготовки врачей и медицинских сестер общей практики.
При обучении врачей общей практики сотрудники кафедры ориентировались на следующие требования:
- врачи общей практики должны повышать качество оказываемой ими медицинской помощи, обеспечивать весь комплекс профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий;
- знание основ законодательства здравоохранения, при этом основной акцент делается на нормативные документы и приоритетные национальные проекты;
- оптимальное использование новых медицинских технологий;
- приводить в соответствие индивидуальные и общественные потребности в охране здоровья.
В процессе преподавания общей врачебной практики на кафедре использовались конкретные реальные «клинические ситуации», характер которых часто выходит за рамки одной специальности.
Моделирование клинической ситуации происходило по следующей схеме:
- медико-социальный анализ семьи с уточнением факторов риска;
- объем проведенной первичной профилактики рассматриваемого заболевания;
- клиника развившегося заболевания с выделением ведущих синдромов, трактовка данных обследования на догоспитальном этапе;
- показания и характер госпитализации;
- данные объективного обследования больного на госпитальном этапе;
- тактика ведения больного в стационаре;
- постгоспитальный этап, включающий социально-экономические мероприятия, в том числе определение нетрудоспособности, вторичную профилактику.
Клинические ситуации разбирались применительно к неврологическим, офтальмологическим, хирургическим, оторинолярингологическим и терапевтическим заболеваниям.
Моделирование этих ситуаций позволяло врачам общей практики конкретизировать этапность и объем лечебно-профилактических мероприятий на каждом лечебном этапе, основываясь на том, что профилактика в лечебном деле - наиболее трудная сфера профилактики.
Основной целью ЦДПО является обеспечение качественной реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования медицинских кадров Рязанской и Тульской областей.
Основными задачами ЦДПО являются:
- осуществление повышения квалификации медицинских кадров Рязанской и Тульской областей с учётом профессиональных стандартов и квалификационных требований;
- осуществление профессиональной переподготовки медицинских кадров Рязанской и Тульской областей с учётом профессиональных стандартов и квалификационных требований;
Приказом Ректора Университета начальником ЦДПО назначен кандидат мед. наук И.А. Наумов, в Центре работают доктора мед. наук профессора В.П. Жаболенко и А. Л. Авдовенко, ассистенты - кандидаты мед. наук Д.Е. Климов, И.В. Герасимова, Р.П. Усков и М.Н. Лыкова, Старшие лаборанты - В.В. Соц- кая, А.А. Котельников и лаборант Н.Н. Кирсанова. Сотрудники ЦДПО осуществляют дополнительное профессиональное образование в формах повышения квалификации и профессиональной переподготовки по специальностям «Хирургия» и «Общая врачебная практика».
В области учебно-методической деятельности ЦДПО осуществляет:
- разработку и изменения дополнительных профессиональных программ по специальностям «Хирургия» и «Общая врачебная практика» с учётом профессиональных стандартов и квалификационных требований;
- реализацию дополнительных профессиональных программ на высоком методическом и организационном уровне;
- организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, защиты аттестационных работ;
- подготовку учебно-методических материалов в рамках реализуемых дополнительных профессиональных программ;
- рассмотрение индивидуальных планов учебной и методической работы сотрудников ЦДПО;
- изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших преподавателей, оказание помощи начинающим преподавателям в овладении педагогического мастерства;
- разработку и осуществление мероприятий по внедрению в учебный процесс новых форм и технологий обучения с использованием информационных технических средств;
- регулярный анализ качества освоения дополнительных профессиональных программ по профилю центра;
- участие в деятельности факультета дополнительного профессионального образования и Университета.
В сфере научно-исследовательской деятельности ЦДПО осуществляет:
- проведение научных исследований в рамках основного научного направления ЦДПО, ежегодное подведение итогов научно-исследовательской работы в виде отчета и публикации результатов исследований;
- руководство научно-исследовательской работой аспирантов, докторантов, соискателей;
- подготовку заключений и рецензий по научной продукции, рекомендаций по опубликованию законченных научных работ;
- в установленном порядке сотрудничество по учебно-методической и научной работе с зарубежными вузами и организациями по профилю центра.
В сфере подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров ЦДПО:
- рассматривает диссертации, представляемые к защите сотрудниками центра или другими соискателями;
- подготавливает и обсуждает программы кандидатских экзаменов, а также участвует в приёме кандидатских экзаменов по специальности;
- обеспечивает своевременную подготовку и повышение квалификации штатных преподавателей.
Лечебно-диагностическая работа ЦДПО реализуется через:
- осуществление лечебной, консультативно-диагностической и амбулаторно-поликлинической деятельности штатными сотрудниками;
- организацию клинического обеспечения основных научных направлений и педагогического процесса.
Учёный совет
ЦДПО Центр является основным структурным подразделением Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Общее руководство и контроль над деятельностью ЦДПО осуществляет начальник управления аспирантуры, ординатуры, интернатуры и дополнительного профессионального образования, координацию - декан факультета дополнительного профессионального образования.
Непосредственное руководство ЦДПО осуществляет начальник ЦДПО, который назначается на должность и освобождается от должности приказом ректора Университета в соответствии с действующим законодательством.
ЦДПО является организационной формой интеграции образовательного и научного потенциала подразделений ДПО Университета для совместных действий в сфере дополнительного профессионального образования медицинских и фармацевтических кадров Рязанской и Тульской областей.