Научная деятельность

Основная информация

В 1993 г. в Рязанском государственном медицинском университете на базах ГУЗ "Новомосковская городская клиническая больница" и "Рязанская областная клиническая больница" была открыта кафед­ра хирургии и общеврачебной подготовки с курсом эндохирургии факультета последипломного обра­зования.

Основными направлениями научной работы кафедры являлись:

  • разработка и внедрение новых лапароскопических технологических направлений хирургии;
  • разработка и внедрение новых методов лечения больных с острым панкреатитом и хирургической инфекцией;
  • разработка и внедрение методов детоксикации при лечении эндогенной токсемии;
  • разработка и внедрение научно-организационных и практических направлений в работе врача общей практики и семейной медицины.

На кафедре впервые в России разработаны и внедрены в практику оригинальные методики лапаро­скопических резекций желудка, ваготомии, гастрэктомии и лимфодиссекции, в 1992 году выполнена одна из первых в России лапароскопическая холецистэктомия. На кафедре был накоплен наибольший в Европе опыт лапароскопических операций на желудке. Обыденными в клинике стали лапароскопиче­ские операции при остром и хроническом холецистите, холедохолитиазе, паховых грыжах, остром ап­пендиците, перфоративной язве.

Это направление работы кафедры было включено в Федеральную программу развития лапароскопи­ческой хирургии России. Одними из первых в стране сотрудники кафедры разработали и внедрили ме­тод лапаростомии при лечении перитонита и эндоскопический метод лечения острого панкреатита.

Ежегодно сотрудники кафедры выполняли более 1 тысячи сложных операций с применением откры­тых и лапароскопических технологий. Они участвовали в Российских и Международных конгрессах, съездах и конференциях по традиционной и лапароскопической хирургии, выступали с докладами и сообщениями.

Кафедра активно участвовала в национальном проекте «Здоровье», в 2006 году проведено обучение 60 курсантов на 6 циклах «Общая врачебная практика». Для учебно-методического обеспечения этих циклов были разработаны рабочие программы, составлены расписания занятий, изготовлены видео­фильмы, слайды и таблицы, тесты, экзаменационные билеты. Обучение прошли врачи из Узловского, Кимовского, Богородицкого, Новомосковского районов и г. Донского.

На кафедре осуществлялись такие виды последипломного обучения как интернатура, клиническая ординатура и аспирантура по хирургии, профессиональная подготовка по специальностям «Работа про­цедурных мед. сестер современного стационара», «Работа палатных мед. сестер современного стацио­нара», «Лапароскопическая хирургия и гинекология», «Лапароскопическая хирургия», «Лапароскопиче­ская гинекология», «Лечебная и диагностическая артроскопия», «Лапароскопическая резекция желуд­ка», «Лапароскопическая резекция толстой кишки», «Хирургия».

Обучение на кафедре прошли более 2000 врачей и медицинских сестер из более чем 30 городов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Основной контингент обучающихся составили врачи и мед. сестры Тульской области.

Сотрудниками кафедры опубликовано более 800 научных работ, в том числе 10 монографий, 17 практических руководств и 12 методических рекомендаций, ими получено 8 патентов и авторских сви­детельств, сделано 42 рационализаторских предложений.

Для врачей общей практики написаны и опубликованы учебные пособия: «Принципы лечения оф­тальмологических заболеваний в общеврачебной практике», «Микробиологическая диагностика и ра­циональная антибиотикотерапия хирургических инфекций», «Колопроктологические заболевания в общеврачебной практике», «Психосоматические расстройства при кардиоваскулярной патологии в об­щемедицинской практике», «Сахарный диабет 2 типа в общеврачебной практике».

За время существования кафедры подготовлены и успешно защищены 12 докторских и 23 кандидат­ских диссертаций.

Для обеспечения учебного процесса сотрудниками кафедры были созданы рабочие программы, подготовлено большое количество новых лекций, методических разработок к практическим занятиям, тестов для вводного и заключительного контроля, материалы для проведения сертификационных экза­менов, внедрены различные формы программно-информационного обеспечения учебного процесса.

Были подготовлены лекции интерактивного обучения по хирургии, лекции-презентации с использо­ванием мультимедийного проектора по основным разделам для врачей общей практики: внутренние болезни - ИБС, острый коронарный синдром, гипертоническая болезнь, аритмии, сердечная недоста­точность, миокардиты, инфекционный эндокардит, тромбоэмболия легочной артерии, нейроциркуля- торная дистония, язвенная болезнь, пневмонии, ХОБЛ, болезни суставов; хирургия - острый аппенди­цит, острый панкреатит, прободные язвы, ущемленные грыжи, ЛОР-болезни, офтальмология.

На кафедре была проведена работа по сертификации профессорско-преподавательского состава по специальности «Общеврачебная практика (семейная медицина)", в результате чего весь профессорско- преподавательский состав кафедры был сертифицирован. Кафедра включена в систему подготовки ВОП в рамках Национального проекта «Здоровье».

На кафедре был разработан и внедрен в практику метод эндовидеохирургического лечения гнойно­воспалительных заболеваний мягких тканей. Разработан и внедрен в практику метод эндовидеохирур­гического лечения кровотечений из язв желудка и двенадцатиперстной кишки. По этим проблемам по­лучены патенты на изобретения. Разработаны и внедрены в практику методы ультразвуковой диагно­стики и диагностики течения раневого процесса при гнойно-воспалительных заболеваний мягких тка­ней. Внедрен в практику метод ультразвукового стадирования рака прямой кишки.

Одним из перспективных направлений работы кафедры являлась семейная медицина. По этой спе­циальности на кафедре целенаправленно готовились врачи и медицинские сестры с их последующим направлением для работы по этой специальности. На циклах по подготовке общеврачебных кадров к 2002 году была проведена теоретическая и практическая подготовка врачей и медсестер общей прак­тики. Благодаря проведенной работе с 2003 года амбулаторно-поликлиническая помощь населению города и района проводилась только по принципу общеврачебной практики.

Одним из основных принципов обучения врачей общей практики на кафедре явилось создание сис­темы непрерывной профессиональной подготовки врачей и медицинских сестер общей практики.

При обучении врачей общей практики сотрудники кафедры ориентировались на следующие требо­вания:

  • врачи общей практики должны повышать качество оказываемой ими медицинской помощи, обес­печивать весь комплекс профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий;
  • знание основ законодательства здравоохранения, при этом основной акцент делается на норма­тивные документы и приоритетные национальные проекты;
  • оптимальное использование новых медицинских технологий;
  • приводить в соответствие индивидуальные и общественные потребности в охране здоровья.

В процессе преподавания общей врачебной практики на кафедре использовались конкретные ре­альные «клинические ситуации», характер которых часто выходит за рамки одной специальности.

Моделирование клинической ситуации происходило по следующей схеме:

  • медико-социальный анализ семьи с уточнением факторов риска;
  • объем проведенной первичной профилактики рассматриваемого заболевания;
  • клиника развившегося заболевания с выделением ведущих синдромов, трактовка данных обследо­вания на догоспитальном этапе;
  • показания и характер госпитализации;
  • данные объективного обследования больного на госпитальном этапе;
  • тактика ведения больного в стационаре;
  • постгоспитальный этап, включающий социально-экономические мероприятия, в том числе опреде­ление нетрудоспособности, вторичную профилактику.

Клинические ситуации разбирались применительно к неврологическим, офтальмологическим, хи­рургическим, оторинолярингологическим и терапевтическим заболеваниям.

Моделирование этих ситуаций позволяло врачам общей практики конкретизировать этапность и объем лечебно-профилактических мероприятий на каждом лечебном этапе, основываясь на том, что профилактика в лечебном деле - наиболее трудная сфера профилактики.

Основной целью ЦДПО является обеспечение качественной реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования медицинских кадров Рязанской и Тульской облас­тей.

Основными задачами ЦДПО являются:

  • осуществление повышения квалификации медицинских кадров Рязанской и Тульской областей с учётом профессиональных стандартов и квалификационных требований;
  • осуществление профессиональной переподготовки медицинских кадров Рязанской и Тульской об­ластей с учётом профессиональных стандартов и квалификационных требований;

Приказом Ректора Университета начальником ЦДПО назначен кандидат мед. наук И.А. Наумов, в Центре работают доктора мед. наук профессора В.П. Жаболенко и А. Л. Авдовенко, ассистенты - канди­даты мед. наук Д.Е. Климов, И.В. Герасимова, Р.П. Усков и М.Н. Лыкова, Старшие лаборанты - В.В. Соц- кая, А.А. Котельников и лаборант Н.Н. Кирсанова. Сотрудники ЦДПО осуществляют дополнительное профессиональное образование в формах повышения квалификации и профессиональной переподго­товки по специальностям «Хирургия» и «Общая врачебная практика».

В области учебно-методической деятельности ЦДПО осуществляет:

  • разработку и изменения дополнительных профессиональных программ по специальностям «Хирур­гия» и «Общая врачебная практика» с учётом профессиональных стандартов и квалификационных тре­бований;
  • реализацию дополнительных профессиональных программ на высоком методическом и организа­ционном уровне;
  • организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, защиты аттестационных работ;
  • подготовку учебно-методических материалов в рамках реализуемых дополнительных профессио­нальных программ;
  • рассмотрение индивидуальных планов учебной и методической работы сотрудников ЦДПО;
  • изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших преподавателей, оказание помощи начинающим преподавателям в овладении педагогического мастерства;
  • разработку и осуществление мероприятий по внедрению в учебный процесс новых форм и техно­логий обучения с использованием информационных технических средств;
  • регулярный анализ качества освоения дополнительных профессиональных программ по профилю центра;
  • участие в деятельности факультета дополнительного профессионального образования и Универси­тета.

В сфере научно-исследовательской деятельности ЦДПО осуществляет:

  • проведение научных исследований в рамках основного научного направления ЦДПО, ежегодное подведение итогов научно-исследовательской работы в виде отчета и публикации результатов иссле­дований;
  • руководство научно-исследовательской работой аспирантов, докторантов, соискателей;
  • подготовку заключений и рецензий по научной продукции, рекомендаций по опубликованию за­конченных научных работ;
  • в установленном порядке сотрудничество по учебно-методической и научной работе с зарубежны­ми вузами и организациями по профилю центра.

В сфере подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров ЦДПО:

  • рассматривает диссертации, представляемые к защите сотрудниками центра или другими соиска­телями;
  • подготавливает и обсуждает программы кандидатских экзаменов, а также участвует в приёме кан­дидатских экзаменов по специальности;
  • обеспечивает своевременную подготовку и повышение квалификации штатных преподавателей.

Лечебно-диагностическая работа ЦДПО реализуется через:

  • осуществление лечебной, консультативно-диагностической и амбулаторно-поликлинической дея­тельности штатными сотрудниками;
  • организацию клинического обеспечения основных научных направлений и педагогического про­цесса.

Учёный совет

ЦДПО Центр является основным структурным подразделением Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанский госу­дарственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохране­ния Российской Федерации.

Общее руководство и контроль над деятельностью ЦДПО осуществляет начальник управления аспи­рантуры, ординатуры, интернатуры и дополнительного профессионального образования, координацию - декан факультета дополнительного профессионального образования.

Непосредственное руководство ЦДПО осуществляет начальник ЦДПО, который назначается на должность и освобождается от должности приказом ректора Университета в соответствии с действую­щим законодательством.

ЦДПО является организационной формой интеграции образовательного и научного потенциала под­разделений ДПО Университета для совместных действий в сфере дополнительного профессионального образования медицинских и фармацевтических кадров Рязанской и Тульской областей.

Научно-практические направления

Мы в цифрах

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике